iskonno.ru (za_slanetz) wrote,
iskonno.ru
za_slanetz

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

В поисках идентичности

Юный петух в поисках национальной идентичности
На днях посмотрел знакомый с детства мультипликационный фильм "Кто ж такие птички?" ("Экран, 1978 г."), что заставило взяться за клавиатуру.

Сюжет прост и древен. По сути, это странствие, герой которого по очереди общается с разными персонажами и в конце путешествия достигает заветной цели. По подобной схеме построены многие эпосы, баллады, былины и сказки. Отличие разве что в герое. Главный действующий персонаж нашей "Одиссеи" - только что вылупившийся цыпленок.

В оригинале (а источником для мультфильма послужила сказка Б. Заходера "Жил-был Пиф") прямо сказано, что герой - инкубаторский, не имеющий имени и названия. Видеоизобразительными средствами в малом формате этих подробностей не расскажешь, и в мультфильме атмосфера инкубатора передается ритмичными "техническими" звуками и стройными рядами яиц. Вот из такого яйца и появляется наш Одиссей.

Далее сюжет складывается из чередующихся путей до следующей сцены (в сопровождении незабываемой арии главного героя (К. Румянова)) и диалогов со следующим встречаемым персонажем. Каждая остановка оформлена как отдельный акт спектакля, каждый раз меняется декорация, цвет фона, декоративная рамка вокруг кадра и музыкальная тема (А. Журбин).

Каких только странствий не знала мировая литература! Сводятся они обычно либо к экшн-приключениям, действию ради действия, либо служат поводом к описанию как можно большего количества ярких персонажей (вспомним "Мертвые души" Н. Гоголя), либо мест ("Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона).

Если в книге путешествие и нагружено какими-то дидактическими функциями (Заходер - несостоявшийся биолог, пытается занимательно рассказать о животном мире, что иногда вступает в конфликт с игрой Заходера-поэта), то в мультфильме познавательный аспект сведен практически на нет, сюжет странствия-общения-поиска остается практически в чистом виде.

Герой вырывается из тоталитарной системы оруэлловского масштаба, впервые видит небо и чувствует свою индивидуальность. Даже имя свое он получает (по книге) от первого встречного (в инкубаторе имена не нужны).

Первый встречный (в тексте жеребенок, на экране - барашек) воспринимается героем как носитель безусловной истины, хотя для читателя/зрителя ясно, что его жизненный опыт мало чем отличается от опыта цыпленка. И этот первый встречный дает Цыпленку причину и цель поиска.

Голубые мечты странника
Правда, в мультфильме введена еще одна тема, явно отсутствующая в тексте - тема неба. При появлении на свет герой видит над собой облака, пытается до них достать, падает и на время забывает о небе, увидев вдали другую смутную цель - того самого первого встречного. На мгновение оборачивается назад к оставленной яичной скорлупе и отправляется к призрачной цели. То есть в фильме наш Одиссей сам является инициатором путешествия, в книге он пассивен, жеребенок его находит и отправляет в путь.

Как бы то ни было, первый собеседник героя предполагает, что тот потерялся и ему необходимо искать "своих". Идея поиска собственной идентичности движет героем до финальных титров. Характерно, что цыпленок не возвращается в индивидуальную скорлупу и даже не думает искать обратный путь к безликим инкубаторским, казалось бы, максимально, до тождества идентичным собратьям, но жадно хватается за идею неведомых ему "своих" "птичек". Ему нужна иная общность, он должен при всей своей индивидуальности чувствовать идентичность (не важно национальную ли, религиозную или культурную) с ограниченной группой индивидуумов в этом большом мире. Идею герой превращает в догму и ни на мгновение не сомневается в ее истинности, хотя поводы к этому были: первый формальный критерий поиска птичек ("птицы летают"), предложенный тем же собеседником, оказался ложным в рамках логики Цыпленка.

Наш маленький Одиссей встречает персонажа за персонажем, совсем как в родственном по жанру бессмертном произведении "Колобок", но, в отличие от последнего, не является объектом вожделения встречных, наоборот, в каждом встречном герой видит легендарных "птичек", "примеряет" их на идентичность то с нескрываемым восхищением, то с таким же открытым разочарованием. Подобно Одиссею античному, юный петух соблазняется то красотой встреченной бабочки, то пленительной песней лягушки (видимо подобной пению морских сирен), но его мечты о "своих" снова и снова терпят крушение: Цыпленок не находит в собеседниках себя, но лишь получает следующий ключ к поиску ("...Брестская улица по городу идет, Брестская улица на Запад нас ведет...").

Перед самым окончанием путешествия наш Одиссей, казалось бы, полностью теряет надежду, но тут ему неожиданно открывается и настоящий ключ к "птичкам" ("нет птиц без перьев"), его собственная "национальная принадлежность" (курица) и "социальный статус" (цыпленок). Причем раскрывает ему великие истины не огромный барашек/жеребенок, смотрящий сверху вниз, а маленький, меньше нашего героя воробей. Мало того, герою обещают встречу со "своими". В мечтах о "птичках" цыпленок витает в облаках (повторяется тема неба), но вид настоящего куриного выводка опускает героя на землю. Возвращение Одиссея на Итаку в фильме показано молниеносным падением с холма, с небес на землю. Курица-несушка, конечно же, принимает героя как родного, ее цыплята, вроде бы, не возражают против приемыша. Наш одиссей счастлив, что выражается в изящном прыжке на фоне надписи "Конец фильма".

Интересно, что у всех родных цыплят несушки напрочь отсутствует хохолок, венчающий главу нашего героя. Вероятно они, в отличие от него - будущие самочки. Так что в найденной общности существуют различия, хотя бы гендерные. Похоже, герой познает радость свободного секса, чего в тоталитарном инкубаторе ему не светило бы (как тут снова не вспомнить "1984" Оруэлла).

Только вот мечты о небе юному петуху не суждено осуществить никогда.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments